Почему банк может заблокировать карту

В соответствии с требованиями федерального законодательства банки России могут заблокировать карты и счета любого клиента по разным основаниям. Чтобы снять ограничение, гражданину следует обратиться в отделение и уточнить причину блокировки, а затем действовать в соответствии с полученными инструкциями.

Законодательная база

Основным законом, дающим всем банкам РФ заблокировать карту/счет клиента в одностороннем порядке, является ФЗ №115. Он направлен на противодействие отмыванию доходов и борьбу с финансированием террористических, экстремистских и других преступных организаций.

В соответствии с этим законом банк имеет право:

  • на время заблокировать любую карту клиента (в том числе кредитную, зарплатную, пенсионную);
  • ограничить доступ к онлайн-сервисам (интернет-банк, мобильный банк);
  • отказать в переводе средств;
  • не выдавать наличные;
  • отказать клиенту в выпуске/перевыпуске карты, а также открытии счета.

Смотрите также: Телефон горячей линии Сбербанк: как позвонить физическому и юридическому лицу

Если банк этого не сделает, на него могут быть наложены крупные штрафы и применены другие меры ответственности (в том числе уголовной). Поэтому каждая кредитная организация имеет программное обеспечение, которое автоматически блокирует карточные и другие счета. Технически эта операция происходит за несколько секунд.

При этом банк может уведомить клиента, отправив ему смс, письмо на е-мэйл или позвонив на указанный в анкете номер телефона. Однако это не входит в круг его прямых обязанностей, за исключением случаев, когда подобная оговорка есть в тексте договора.

Причины блокировки

Причины блокировки карты могут быть самыми разными – иногда они связаны с действиями самого клиента, однако чаще всего доступ к счету временно приостанавливается по инициативе банка либо по решению суда (на основании приказа или постановления).

Со стороны клиента

Иногда карточка блокируется по причинам, связанным с действиями клиента:

  1. Несколько раз подряд введен неправильный ПИН-код.
  2. Карта передана третьему лицу. По условиям договора никто не имеет права пользоваться счетом, за исключением самого держателя. Исключение – случаи, когда в банк приходит представитель клиента, действующий на основании нотариально заверенной доверенности.
  3. Гражданин самостоятельно провел блокировку через интернет-банк, мобильный банк или обратившись в отделение, а также на горячую линию. Делается это в тех случаях, когда карта утеряна, украдена либо клиент обнаружил, что ею пользуется кто-то другой (приходят смс об оплате, снятии средств в банкомате и т.п.).

Со стороны банка

Указанный закон дает банкам право блокировки счета. Обычно это происходит в целях безопасности, когда есть основания подозревать, что карточкой пользуется кто-то другой либо клиент совершает подозрительные операции:

  1. Наиболее безобидный вариант – у карты истек срок действия. На лицевой стороне пластика указан месяц и год, например: 07/19. Это означает, что карточка работает до 31 июля 2019 года. После этого клиенту понадобится получить новый пластик либо просто снять средства в отделении банка или перевести их на другой открытый счет.
  2. Переводы на очень крупные суммы.
  3. Повторяется операция на одну и ту же сумму в течение небольшого промежутка времени (несколько минут подряд).
  4. Совершена оплата за границей.
  5. Перевод в пользу экстремистской организации или на счет гражданина, подозреваемого в преступной деятельности.
  6. Проведена оплата на сомнительном сайте (например, приобретается запрещенный товар).
  7. Клиент снял деньги в банкомате, на котором по данным банка мошенники установили специальное оборудование для считывания персональных данных (в этом случае блокировка будет массовой).
  8. ЦБ отозвал лицензию у банка – например, по причине его банкротства. В таком случае все клиенты будут обслуживаться в другой кредитной организации, поэтому доступ к счету вскоре снова будет предоставлен.

По решению суда

Во многих случаях блокировка происходит и по причине наложения ареста на счет клиента. В данном случае банк только исполняет решение суда, т.е. он ограничивает доступ к счету не по своей инициативе, а во исполнение судебного приказа или постановления.

Подобные ситуации наблюдаются, если гражданин имеет просроченную задолженность и уклоняется от исполнения финансовых обязательств, связанных с выплатой:

  • кредита, кредитной карты, ипотеки;
  • алиментов;
  • штрафов налоговой, ГИБДД и других инстанций;
  • коммунальных платежей;
  • компенсации в пользу других граждан или организаций (например, по причине причинения материального и/или морального ущерба).

Последовательность действий в данном случае такая:

  1. Суд принимает решение о взыскании определенной суммы.
  2. Гражданину дается до 10 дней на обжалование этого постановления.
  3. Если он не воспользовался этой возможностью, суд выносит приказ, на основании которого формируется исполнительный лист.
  4. Этот документ отправляется банк.
  5. В этот же момент счет арестовывается в пределах нужной суммы. Важно понимать, что иногда банки блокируют даже кредитные карты, однако по поводу законности этой практики у юристов и судов нет единой позиции.
  6. Как только вся сумма будет взыскана, клиент снова получает доступ к карте.
Обратите внимание! Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо периодически отслеживать поступающие письма от суда. Если гражданин уверен в своей правоте, ему следует обжаловать решение, приняв участие в процессе. Можно также выдвинуть встречные исковые требования, если это целесообразно.

Можно ли перевести деньги с заблокированной карты

Если доступ к карточке ограничен со стороны банка или по решению суда, никакие операции уже не будут доступными. Поэтому и перевести средства, чтобы потом снять их с другого счета, не получится. Более того – в случае ареста приставы уведомят все банки России, поэтому даже если деньги поступят на другой счет, воспользоваться ими не удастся.

При этом если клиенту переводят средства, они продолжают поступать в полном объеме. Например, бухгалтерия обязана начислить зарплату – и деньги придут даже на заблокированный счет. Однако воспользоваться ими не получится вплоть до снятия блокировки.

Важно! Арест по решению суда всегда накладывается только на конкретную сумму. Поэтому если после блокировки на балансе останутся «свободные» средства, клиент может пользоваться ими, как и раньше.

Как получить деньги с заблокированной карты: 3 законных способа

Получить средства с заблокированной карты возможно только в 3 случаях:

  1. Клиент произвел блокировку самостоятельно (умышленно или случайно).
  2. Доступ ограничен потому, что срок действия карты истек.
  3. На счет наложен арест, но после удержания необходимой суммы остался положительный баланс. Например: у клиента было 50 тысяч рублей, но он получил штраф 5000. Поэтому остальные 45000 останутся в свободном доступе.

Чтобы воспользоваться средствами, клиент может:

  • снять их наличными через кассу банка;
  • совершить перевод на другой счет;
  • получить другую карту и перевести деньги туда.
Важно! В некоторых случаях банки взимают небольшую комиссию за снятие наличных через кассу. Подобная практика является законной, если это оговорено в правилах банковского обслуживания и/или договоре с клиентом.

Как разблокировать карту

В случае блокировки первым действием должно быть обращение в банк для уточнения причины. Гражданин может посетить офис лично, направить туда своего представителя по доверенности либо позвонить на круглосуточную горячую линию. Для снятия блокировки необходимо следовать инструкциям банка. В некоторых случаях гражданин может обратиться в суд для принудительного снятия ареста или блокировки.

Причина блокировки Как разблокировать
Несколько раз введен неправильный ПИН-код Подождать следующего дня – разблокировка осуществляется автоматически. Если ПИН восстановить не удастся, необходимо выпустить новую карточку.
По инициативе банка Уточнить причину и действовать в соответствии с инструкциями: нередко банки запрашивают документы, подтверждающие законность проведенной операции или разъясняющие источник происхождения крупной суммы.
Самостоятельная блокировка по утере После того, как карта будет найдена, ее можно разблокировать через интернет-банк, отделение или с помощью горячей линии.
Истек срок действия Обратиться в отделение для получения новой карточки либо снять наличные в кассе банка и закрыть счет.
Отзыв лицензии у банка Обратиться в банк и уточнить, какая кредитная организация стала его правопреемником.
Наложен арест Обратиться к судебному приставу, выполнить его требования, получить соответствующий исполнительный лист и снять арест на его основании либо сразу обратиться в суд.

Может ли заблокировать карту Росфинмониторинг

Сегодня в России действует несколько федеральных агентств, в том числе Росфинмониторинг. Его основана задача – исполнение ФЗ №115 и других законодательных актов по противодействию отмыванию доходов, спонсирования террористических и других преступных организаций.

Этот государственный орган также вправе потребовать ограничить доступ к счету в случае совершения подозрительной операции (например, перевод крупной суммы за границу и т.п.). В таком случае Росфинмониторинг направляет постановление в банк, и средства сразу блокируются. Для снятия ограничения клиент должен подтвердить законность своих действий, предоставив документальные доказательства. Обычно блокировка в таких случаях осуществляется надолго – на 30 дней и более.

Таким образом, банк вправе блокировать карты как по своей инициативе, так и в соответствии с требованиями суда, Росфинмониторинга и других контролирующих органов. Поэтому клиенты, попавшие в подобную ситуацию, должны обратиться в офис и получить инструкции по дальнейшим действиям. В случае несогласия гражданин вправе обратиться в суд.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *