В соответствии с требованиями федерального законодательства банки России могут заблокировать карты и счета любого клиента по разным основаниям. Чтобы снять ограничение, гражданину следует обратиться в отделение и уточнить причину блокировки, а затем действовать в соответствии с полученными инструкциями.
Законодательная база
Основным законом, дающим всем банкам РФ заблокировать карту/счет клиента в одностороннем порядке, является ФЗ №115. Он направлен на противодействие отмыванию доходов и борьбу с финансированием террористических, экстремистских и других преступных организаций.
В соответствии с этим законом банк имеет право:
- на время заблокировать любую карту клиента (в том числе кредитную, зарплатную, пенсионную);
- ограничить доступ к онлайн-сервисам (интернет-банк, мобильный банк);
- отказать в переводе средств;
- не выдавать наличные;
- отказать клиенту в выпуске/перевыпуске карты, а также открытии счета.
Смотрите также: Телефон горячей линии Сбербанк: как позвонить физическому и юридическому лицу
Если банк этого не сделает, на него могут быть наложены крупные штрафы и применены другие меры ответственности (в том числе уголовной). Поэтому каждая кредитная организация имеет программное обеспечение, которое автоматически блокирует карточные и другие счета. Технически эта операция происходит за несколько секунд.
При этом банк может уведомить клиента, отправив ему смс, письмо на е-мэйл или позвонив на указанный в анкете номер телефона. Однако это не входит в круг его прямых обязанностей, за исключением случаев, когда подобная оговорка есть в тексте договора.
Причины блокировки
Причины блокировки карты могут быть самыми разными – иногда они связаны с действиями самого клиента, однако чаще всего доступ к счету временно приостанавливается по инициативе банка либо по решению суда (на основании приказа или постановления).
Со стороны клиента
Иногда карточка блокируется по причинам, связанным с действиями клиента:
- Несколько раз подряд введен неправильный ПИН-код.
- Карта передана третьему лицу. По условиям договора никто не имеет права пользоваться счетом, за исключением самого держателя. Исключение – случаи, когда в банк приходит представитель клиента, действующий на основании нотариально заверенной доверенности.
- Гражданин самостоятельно провел блокировку через интернет-банк, мобильный банк или обратившись в отделение, а также на горячую линию. Делается это в тех случаях, когда карта утеряна, украдена либо клиент обнаружил, что ею пользуется кто-то другой (приходят смс об оплате, снятии средств в банкомате и т.п.).
Со стороны банка
Указанный закон дает банкам право блокировки счета. Обычно это происходит в целях безопасности, когда есть основания подозревать, что карточкой пользуется кто-то другой либо клиент совершает подозрительные операции:
- Наиболее безобидный вариант – у карты истек срок действия. На лицевой стороне пластика указан месяц и год, например: 07/19. Это означает, что карточка работает до 31 июля 2019 года. После этого клиенту понадобится получить новый пластик либо просто снять средства в отделении банка или перевести их на другой открытый счет.
- Переводы на очень крупные суммы.
- Повторяется операция на одну и ту же сумму в течение небольшого промежутка времени (несколько минут подряд).
- Совершена оплата за границей.
- Перевод в пользу экстремистской организации или на счет гражданина, подозреваемого в преступной деятельности.
- Проведена оплата на сомнительном сайте (например, приобретается запрещенный товар).
- Клиент снял деньги в банкомате, на котором по данным банка мошенники установили специальное оборудование для считывания персональных данных (в этом случае блокировка будет массовой).
- ЦБ отозвал лицензию у банка – например, по причине его банкротства. В таком случае все клиенты будут обслуживаться в другой кредитной организации, поэтому доступ к счету вскоре снова будет предоставлен.
По решению суда
Во многих случаях блокировка происходит и по причине наложения ареста на счет клиента. В данном случае банк только исполняет решение суда, т.е. он ограничивает доступ к счету не по своей инициативе, а во исполнение судебного приказа или постановления.
Подобные ситуации наблюдаются, если гражданин имеет просроченную задолженность и уклоняется от исполнения финансовых обязательств, связанных с выплатой:
- кредита, кредитной карты, ипотеки;
- алиментов;
- штрафов налоговой, ГИБДД и других инстанций;
- коммунальных платежей;
- компенсации в пользу других граждан или организаций (например, по причине причинения материального и/или морального ущерба).
Последовательность действий в данном случае такая:
- Суд принимает решение о взыскании определенной суммы.
- Гражданину дается до 10 дней на обжалование этого постановления.
- Если он не воспользовался этой возможностью, суд выносит приказ, на основании которого формируется исполнительный лист.
- Этот документ отправляется банк.
- В этот же момент счет арестовывается в пределах нужной суммы. Важно понимать, что иногда банки блокируют даже кредитные карты, однако по поводу законности этой практики у юристов и судов нет единой позиции.
- Как только вся сумма будет взыскана, клиент снова получает доступ к карте.
Можно ли перевести деньги с заблокированной карты
Если доступ к карточке ограничен со стороны банка или по решению суда, никакие операции уже не будут доступными. Поэтому и перевести средства, чтобы потом снять их с другого счета, не получится. Более того – в случае ареста приставы уведомят все банки России, поэтому даже если деньги поступят на другой счет, воспользоваться ими не удастся.
При этом если клиенту переводят средства, они продолжают поступать в полном объеме. Например, бухгалтерия обязана начислить зарплату – и деньги придут даже на заблокированный счет. Однако воспользоваться ими не получится вплоть до снятия блокировки.
Как получить деньги с заблокированной карты: 3 законных способа
Получить средства с заблокированной карты возможно только в 3 случаях:
- Клиент произвел блокировку самостоятельно (умышленно или случайно).
- Доступ ограничен потому, что срок действия карты истек.
- На счет наложен арест, но после удержания необходимой суммы остался положительный баланс. Например: у клиента было 50 тысяч рублей, но он получил штраф 5000. Поэтому остальные 45000 останутся в свободном доступе.
Чтобы воспользоваться средствами, клиент может:
- снять их наличными через кассу банка;
- совершить перевод на другой счет;
- получить другую карту и перевести деньги туда.
Как разблокировать карту
В случае блокировки первым действием должно быть обращение в банк для уточнения причины. Гражданин может посетить офис лично, направить туда своего представителя по доверенности либо позвонить на круглосуточную горячую линию. Для снятия блокировки необходимо следовать инструкциям банка. В некоторых случаях гражданин может обратиться в суд для принудительного снятия ареста или блокировки.
Причина блокировки | Как разблокировать |
Несколько раз введен неправильный ПИН-код | Подождать следующего дня – разблокировка осуществляется автоматически. Если ПИН восстановить не удастся, необходимо выпустить новую карточку. |
По инициативе банка | Уточнить причину и действовать в соответствии с инструкциями: нередко банки запрашивают документы, подтверждающие законность проведенной операции или разъясняющие источник происхождения крупной суммы. |
Самостоятельная блокировка по утере | После того, как карта будет найдена, ее можно разблокировать через интернет-банк, отделение или с помощью горячей линии. |
Истек срок действия | Обратиться в отделение для получения новой карточки либо снять наличные в кассе банка и закрыть счет. |
Отзыв лицензии у банка | Обратиться в банк и уточнить, какая кредитная организация стала его правопреемником. |
Наложен арест | Обратиться к судебному приставу, выполнить его требования, получить соответствующий исполнительный лист и снять арест на его основании либо сразу обратиться в суд. |
Может ли заблокировать карту Росфинмониторинг
Сегодня в России действует несколько федеральных агентств, в том числе Росфинмониторинг. Его основана задача – исполнение ФЗ №115 и других законодательных актов по противодействию отмыванию доходов, спонсирования террористических и других преступных организаций.
Этот государственный орган также вправе потребовать ограничить доступ к счету в случае совершения подозрительной операции (например, перевод крупной суммы за границу и т.п.). В таком случае Росфинмониторинг направляет постановление в банк, и средства сразу блокируются. Для снятия ограничения клиент должен подтвердить законность своих действий, предоставив документальные доказательства. Обычно блокировка в таких случаях осуществляется надолго – на 30 дней и более.
Таким образом, банк вправе блокировать карты как по своей инициативе, так и в соответствии с требованиями суда, Росфинмониторинга и других контролирующих органов. Поэтому клиенты, попавшие в подобную ситуацию, должны обратиться в офис и получить инструкции по дальнейшим действиям. В случае несогласия гражданин вправе обратиться в суд.